20.03.2017/№12

image

Минск отмечает 950-летие со времен первого письменного упоминания.

Мы обсуждаем с доктором исторических наук Ольгой ЛЕВКО вопросы возникновения нашей столицы, исторический фон, находки и гипотезы о Минске, выдвинутые в ХХ веке.

– На каком историческом фоне зарождался Минск?

– Как и другие древнейшие города Беларуси, он зарождался в IX–X веках. В это время происходили изменения в социально-экономической жизни на территории Восточной Европы. Ее население, и в первую очередь восточные славяне, активно взаимодействовало с этническими группами западных славян и варягов с севера. На месте племенных княжений и их центров появлялись раннегосударственные образования.

– Менск и Минск. Как сложилось, что у Минска два исторических центра?

– Территорию, центром которой было городище на р. Менке (в 16 км от современного Минска у д. Строчицы) населяли дреговичи. Поселение там было открыто еще в довоенные годы, но не рассматривалось как первоначальный Менск из-за его удаленности от современной столицы. Хотя вопрос такой ставился. Велось параллельное изу­чение, были попытки установить связь или ее отсутствие между двумя памятниками археологии: городищем на Менке и Минским замчищем на Свислочи. Археологи приходили к противоположным выводам относительно материалов, найденных в разное время.

В 1970-е годы большие исследования в районе Менки проводил Георгий Штыхов. Он установил наличие там двух связанных между собой городищ – малого и большого, нескольких очень больших селищ, площадью около 30 га. Более ранние находки датируются VI–VIII вв. и показывают, что объект существовал в племенную эпоху. Там были выявлены и клейма на глиняных сосудах в виде трезубцев. Значит, в Х веке эта территория была превращена в волость и платила дань киевскому князю Владимиру.

– Минск в то время подчинялся Киеву?

– Да, и Менская волость граничила с землями, где находится современный Заславль, принадлежавшими Полоцку. Когда Владимир, около 978 г. подчинивший себе Полоцк, отпустил Рогнеду с сыном Изяславом в ее «отчину» в конце X в., был построен град «Изяславль» (известен как «Замэчек»), для управления Полоцкой землей с этого центра. Однако Изяслава местное боярство пригласило на княжение в Полоцк в качестве наследника его деда Рогволода. В первой четверти ХІ века Менская волость вошла в состав Полоцкой земли. К середине XI в. городище на Менке приобрело черты, характерные для богатого городского центра. Вокруг располагались многочисленные крупные поселения на волоках, ведущих к Свислочи и Птичи, в курганах встречены погребения дружинников и их наложниц. Поход южнорусских князей на Менск в 1067 году хоть и закончился поражением Полоцка, Менская волость пока оставалась в его составе. Полоцкий князь Всеслав, стремясь сохранить за собой эти владения, сватает внучку киевского князя Изяслава за своего сына Глеба и отдает ему в держание Менскую волость. После кровавого похода Владимира Мономаха в 1085 году Менская волость была основательно разграблена. Всеслав переносит ее центр на р. Свислочь.

– Получается, гипотеза о «переносе» города на новое место вероятна?

– Новый центр более выгодно располагался географически и был удален от бывшего племенного ядра на Менке, которое могло поддерживать связи с киевскими властями. После перехода Менской волости к Полоцку вдоль ее южной границы были возведены крепости Клецк, Слуцк, Копыль, которые также находились на территории, заселенной дреговичами, но принадлежащей Киеву. В целом переносы ранних городов происходили нередко. Эту популярную в 1960–70-е годы тему поднимал в своих исследованиях Г.Штыхов.

– Какие находки доказали, что Менск на Менке предшествовал Минску на Свислочи?

– Первые раскопки Минска на Свислочи были предприняты археологом Василием Тарасенко в 1945 году и продолжены в 1950–1960-е Эдуардом Загорульским. Находок, которые можно было бы датировать ранее, чем последняя четверть XI века, на Минском замчище практически нет. А на Менке кроме материалов 3-й четверти первого тысячелетия, выявлено изобилие материалов IX–XI веков. Они свидетельствуют о высоком развитии этого поселения в качестве племенного, а затем городского центра волости. Поселение на Менке более раннее, а Минск на Свислочи был основан позже. Здесь выявлены материалы, подтверждающие его статус центра удельного княжества, относящиеся к концу XI–XII в.

– Как эти новые данные влияют на официальную дату основания Минска?

– Принято отсчитывать историю Минска с 1067 года, даты упоминания его в летописи в связи с битвой на реке Немиге. Но мы полагаем, как городской центр он возник еще раньше. Сам факт похода южнорусских князей говорит о наличии развитого города под таким названием. Следовательно, признавая по традиции официальной датой первого упоминания о Минске 1067 год, мы должны знать, что его корни уходят глубже. Преемственность Менска на Менке с Минском на Свислочи через события 1067 и 1085 годов символизирует сложность эпохи зарождения межгосударственных отношений у восточных славян, когда их границы только оформлялись.

– Остались ли нераскрытые археологические загадки Минска?

– О переносе города вопрос, на мой взгляд, решен. Все материа­лы доказывают хронологическую преемственность двух археологических объектов. В 2016 году вблизи Менковского городища А.Войтехович нашел погребальные памятники, связанные с этим периодом существования Минска.

Что же касается Минска на Свислочи, установлено, что здесь был построен укрепленный центр (детинец или замчище) площадью 3 га.

image

До сих пор исследователи не определили, где находился окольный город, долго искали древнерусский посад. Только в 2007–2008 годах в районе улицы Кирилла и Мефодия нашли культурный слой XII века. Он соотносится с укрепленным центром Минска на Свислочи и по находкам свидетельствует о том, что это часть его неукрепленного посада. Окольный город – обязательный элемент структуры крупного раннесредневекового центра – есть в Витебске, Друцке, недавно выявлен в Полоцке рядом с древним городищем. Возможно, что в пределы укреплений минского замчища площадью 3 га первоначально входил не только детинец, но и окольный город. К сожалению, масштабные строительные работы на этом объекте в 1960-е и 1970-е годы разрезали его на две части. Вблизи Свислочи уцелел фундамент древнего храма рубежа XI–XII вв. с погребениями.

image

Комплекс выявленных находок свидетельствует о том, что это была «княжеская часть», т.е. зона детинца. В 1984–1985 годах при строительстве станции метро «Немига» перед зданием спортивного общества «Трудовые резервы» обнаружены остатки монументального деревянного сооружения – проезжих ворот в укрепленную часть города.

image

Возможно, это был въезд на границе детинца и окольного города, который сейчас находится под проспектом Победителей и за ним на втором участке бывшего замчища? Реконструкция минских ворот показала, что они не уступают известным киевским воротам того же времени.

В учебниках прижился вариант реконструкции проезжих ворот, выполненной Э.Загорульским в 1960-е годы, который основан на предположениях ученого.

Новые факты древней истории Минска ждут своего воплощения в давно планируемом музее археологии белорусской столицы. Городу крайне необходимо хотя бы одно фундаментальное научное издание, которое бы показало все материалы и точки зрения, обоснования гипотез – о происхождении города, местонахождении на разных этапах развития. Не хватает наглядных наземных реконструкций. Проектов подготовлено немало, но старт им так и не был дан.

 
Беседовала Елена ЕРМОЛОВИЧ, «Навука»