http://stuffwas.ru/insar-kupit-pil.html 26.02.2018/№9

source url image

http://www.proudvoice.pl/cop/396.html Обычно глутамат ассоциируют с усилителем вкуса, однако, это еще и важная аминокислота в организме млекопитающих.

http://telegra.ph/Kupit-Sneg-Kopejsk-04-11 Старший научный сотрудник Института биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси Сергей ФЕДОРОВИЧ установил механизм нарушений синаптической передачи в нейронах у животных при гипоксии, коррекция которых позволяет защитить мозг от повреждений при ишемическом инсульте. Казалось бы, при чем здесь глутамат?

Обычно его ассоциируют с усилителем вкуса, однако, это еще и важная аминокислота в организме млекопитающих. В мозге глутамат выполняет функцию нейромедиатора – невидимого сигнала для передачи нервных импульсов от нейрона к нейрону. Но при этом важное составляющее мозга может и вредить нейронам. Как это происходит при ишемическом инсульте, исследовал С.Федорович.

По его словам, в 1950-х гг. ученые показали, что от глутаминовой кислоты погибают клетки сетчатки, в 1980-х гг. обратили внимание, что она воздействует на все нейроны. «Разница концентрации глутамата внутри и снаружи клетки постоянно поддерживается при помощи ионного транспорта. При инсульте, ишемии, гипоксии, когда происходит полное обесточивание нейронов, содержимое клетки выливается во внеклеточную жидкость и концентрация глутамата резко повышается, что токсично для других нейронов, – рассказал ученый. – Они гибнут не только в очаге поражения, но и вокруг. Таков механизм участия глутамата в гибели нейронов при инсульте. Это была маленькая сенсация в нейробиологии в 1980-х гг. Зародилась надежда, что скоро подберут химическое соединение, блокирующее рецепторы, которое защитит человека от инсульта. Но когда дело дошло до клинических испытаний, то все провалилось. Создать ингибитор глутамата без побочных действий так до сих пор не удалось. Более сильные не применяются вовсе, более слабые – в лечении болезни Альцгей­мера и бокового амиотро­фического склероза».

За эти годы также стал известен механизм передачи нервного импульса от нейрона к нейрону. «До наших исследований знали, что этот процесс идет с потреблением энергии, но долгое время считали, что потребление незначительное. Мне стало интересно, что будет, если поместить нейрон в гипоксическую камеру. Это позволит смодулировать инсульт на клеточном уровне», – отметил С.Федорович.

Нарушение работы синапса при гипоксии Сергей Вик­торович исследовал в сов­местном проекте с голландскими коллегами. Ученый три месяца ставил эксперименты на нейронах крыс в герметизированной камере, которая позволяла регулировать содержание кислорода. Биофизик увидел, как изменяется эндоцитоз и экзоцитоз в условиях гипоксии. Оказалось, что химическая реакция остановилась. Эти данные опубликовали в научном журнале Frontiers in cellular neuroscience.

«Теоретически, знание о том, какие белки участвуют в процессах эндоцитоза и экзоцитоза, помогает фармакологам выделить мишени для подбора химических соединений, подходящих к этому процессу, как ключ к замку», – рассказал ученый.

Процессы, происходящие в пресинаптическом окончании, ученый продолжил изучить уже на уровне синаптосом – части нервного окончания. Эти исследования направлены на рассмотрение патогенеза инсульта, гипо­гликемии и механизма действия кетогенной диеты.

Сейчас С.Федорович работает над двумя проектами. Первый связан с кетогенной диетой – способом лечения эпилепсии, при котором в пище резко уменьшается количество углеводов и увеличивается содержание жиров. Во многих случаях этого бывает достаточно, чтобы эпилептические припадки прекратились, но сам механизм действия пока не раскрыт. Ученые Института биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси пытаются его разгадать.

Во втором проекте ученый продолжает изучать течение инсульта. Во время исследований белорусские биофизики обнаружили на нейронах специальные рецепторы для кислоты, которые могут повредить клетку. Но до сих пор неизвестно, зачем они необходимы. Победив инсульт, можно спасти многих людей от летального исхода и дать возможность жить полноценной жизнью.

watch Валентина ЛЕСНОВА, «Навука»