17.08.2020 №33

image

Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа НАН Беларуси возобновляет обслуживание пользователей в традиционном режиме.

Оно было приостановлено в апреле на время ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19, а сейчас все читальные залы, абонемент и информационные центры снова к вашим услугам.

Фактически обслуживание читателей не останавливалось ни на один день, хотя и стало полностью дистанционным. Библиотека задействовала для этого все доступные каналы связи, включая сайт, социальные сети, телефоны и электронную почту.

Форс-мажорная ситуация дала новый импульс развитию наших виртуальных сервисов и направлений, позволила по-иному взглянуть на библиотечную деятельность, открыть новые возможности, и главное – поддержать читателей с помощью дистанционного обслу­живания.

На сайте ЦНБ появилась информация о запуске временной Службы online-обслуживания, которую вскоре стали называть «скорой библиотечной помощью». Наши сотрудники оперативно и бесплатно выполняли все виды запросов и любой сложности: тематические поиски с предоставлением списков литературы, уточнение библиографических сведений, фактов, событий, терминов, уточнение ссылок с предоставлением подтверждений из документальных источников в виде фотографий или сканов страниц и т.д.

Некоторые сложные запросы требовали продолжения переписки, отчетов по результатам поиска. Ведь библиотекарь не имел возможности сразу ознакомить пользователя с источником, а пользователь был лишен привычной, самостоятельной работы. Каждый наш читатель получал именно такой вариант сотрудничества, который оказался весьма полезным и плодотворным, а некоторые даже утверждали, что нашли свой идеальный образ виртуального библиотекаря – невидимого, но такого нужного помощника.

ЦНБ позиционирует себя в качестве пространства для самых различных мероприятий – презентаций, выставок, творческих и юбилейных вечеров. Отмена массовых мероприятий повлекла за собой поиск новых форм работы и в этом направлении. За неимением возможности ознакомить с содержанием книг на традиционно организованной выставке, сотрудники библиотеки выкладывали ролики в своем аккаунте на YouTube-канале, где продолжали рассказывать о литературе, представленной в экспозиции.

Запланированные мероприятия в честь 75-летия Великой Победы отразились в новом виртуальном проекте «Навстречу Победе». С помощью архивных документов, периодических изданий 1940-х гг., фотографий из фондов ЦНБ мы прошли военными дорогами и воссоздали образы участников и свидетелей тех страшных событий.

В это время был реализован еще один новый проект «Віртуальны мемарыяльны кабінет П.Ф. Глебкі». Здесь доступна информация о жизни и творчестве Петра Федоровича, его библиотеке, представлены фотодокументы и книги из его библиотеки. Доступ к виртуальному кабинету по ссылке http://libglebka.basnet.by/.

Предлагаем опробовать новый сервис – «Автоматизированную систему избирательного распространения и электронной доставки научной информации». Она не только обеспечит бесплатное оперативное информирование о новых поступлениях в фонд библиотеки в соответствии с индивидуальным запросом, но и упростит систему заказа первоисточников для работы в читальных залах, а также заказ электронных копий фрагментов документов. Более подробная информация на сайте библиотеки: http://csl.bas-net.by/Web/Pages/iri.asp.

Несмотря на готовность разрабатывать и реализовывать виртуальные проекты, предлагать новые формы работы, направленные на удовлетворение информационных запросов, признаемся, что ждем с нетерпением встречи с нашими читателями непосредственно в библиотеке. Мы вновь открыты для посещений!

Ольга ПАНАСИНА, заведующая отделом маркетинговых коммуникаций

Нина ШАБАЛИНА, заведующая отделом обслуживания читателей ЦНБ НАН Беларуси